Беседа «Как можно общаться без слов»
Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.
Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая - грустная, довольная - сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, бодрая - усталая, спокойная - взволнованная, медленная - быстрая, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
«Страна Х» (коллективный рисунок)
Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании. Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в детском саду.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствиями могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут. Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т. п.
Упражнение «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Упражнение «Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
Игра «Скажи вежливое слово»
Цель: обучение положительному вербальному общению.
Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч.
Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова.
Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга.
Вариант 4: Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Уступи место» (для детей с 5 лет, «Уступи игрушку» (для детей с 3 до 5 лет).
Цель: расширение набора тактик взаимодействия.
Процедура игры. Вариант 1: водящий подходит к кому-либо из детей, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место (игрушку). Вариант 2: водящий подходит к кому-либо из детей и без слов делает так (использует различные тактики, чтобы ему уступили место (игрушку). Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пытается добиться того (использует различные слова и выражения, чтобы ему уступили место.
Игра «Кто позвал?»
Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»
Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.
Игра «Через стекло»
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.
Игра направлена на развитие умения, передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.