Цель психолога - раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основные функции психолога связаны с охраной физического и психологического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Работа с родителями и педагогами
Специалист знакомит педагогов и родителей с последними достижениями психологии, освещает фундаментальные вопросы, например «Развитие детской психики в разные возрастные периоды», (что ваш ребенок уже должен уметь делать в определенном возрасте, а что еще рано с него требовать).
Проводятся консультации для родителей. Обычно при первой встрече излагается суть проблемы, которая тревожит родителей, иногда для ее решения необходимо поработать с ребенком, но иногда помощь требуется не столько ребенку, сколько самому обратившемуся.
Направления работы педагога-психолога ДОО
Психопрофилактика |
- подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.
Психодиагностика |
-диагностика развития детей дошкольного возраста. Она призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить общение с ним. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые. Основный принцип здесь таков: ребенка должны ценить, а не оценивать.Сохранить ребенка, как Почемучку - вот главная задача мониторинга и развития.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задавал вопросов «почему?»
С.Я. Маршак
Коррекционно-развивающая работа |
– активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет:
1. программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;примером может служить проект в рамках предшкольной подготовки "Школьный росточек".
2. программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими. Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Разработанные самостоятельно автором-психологом программы должны быть утверждены методическим объединением, советом.
Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста, чем педагога - психолога. Тогда педагог-психолог детского сада может рекомендовать другого специалиста.
Психологическое просвещение |
- повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.