Иногда ребёнку так же нелегко сказать «нет», как и человеку, который держит в руках пистолет. Тот, кто овладел древним искусством отказа, просто выбивает оружие из рук ребёнка. Приём позволяет достойно уйти с оживлённой площади, не оглашая её детскими воплями «Хочу мочить ножки в фонтаааане!».
Отказывать любимому человеку всегда неприятно. Неважно, что он просит у вас: купить ему новую шубу или позволить нарисовать на обоях крошечную букашечку малярной кистью. Мы заботимся о близких и хотим их радовать.
При этом детям мы вынуждены отказывать чаще, чем всем остальным. Потому что чувствуем свою ответственность за их здоровье («Шоколада не получишь!»), образование («Убери компьютер, пора за уроки») и хорошие манеры («Слезай сейчас же с дерева!»). Есть ещё и ограничения личного свойства. Маленькие дети нуждаются в маме, а мама в кои-то веки вырвалась отдохнуть — решила сходить в душ, например, минут на семь.
Так что научиться отказывать детям — суровая необходимость. Есть целых девять способов. Если какой-то из них не работает, примените их в сочетании. А то и все сразу.
1. Найдите синоним слову «нет»
«Нет» — слово очень понятное и категоричное. Если у ребёнка в жизни слишком много запретов, он теряет чувствительность к слову из трёх букв. Проверяет ваше «нет» на прочность. Точно-точно нельзя пасануть мяч бабушке? Точно-точно нельзя шатать торшер?
Родителям совсем маленьких детей часто советуют приберечь стоп-слово для действительно опасных жизненных ситуаций. Например, когда кто-то готовится перерезать красный провод или сунуть вилку в розетку, тут уж вы, как в замедленной съемке, кричите «Неееееет!» и несётесь туда, где беда.
На «нет» ребёнок как-то слишком быстро реагирует. С синонимами всё пойдёт иначе.
— Папа, купи собачку!
— Отец отклоняет ходатайство заявителя. (недоумение)
— Бабушка сказала, что можно не спать.
— На вечерние бдения наложено вето!
Пока младший в замешательстве спрашивает, что за вето вы наложили и где оно лежит, у вас есть шанс перевести всё в русло образовательной беседы (пока человек самостоятельно и без лишних усилий не отправится ко сну).
2. Предложите здоровую альтернативу
Способ хорош тем, что вы не выглядите бездушным человеком, которому наплевать на желания ребёнка. Наоборот! Вы очень заинтересованы в его развитии.
Важный момент. Здоровая альтернатива иногда выглядит не очень здорово с чужой точки зрения, поэтому чем здоровее ваши рекомендации, тем в большей рекламе они нуждаются. Надо превратиться в рыночного торговца. Вы таких точно встречали. Ну помните, когда вы пошли за пучком укропа, а вернулись с ведром персиков. С детьми тоже так можно.
— Дай мне, пожалуйста, мармелада!
— У меня для тебя есть кое-что получше! Замечательные овощи: тыква, кабачок, томат.
— Но мар…
— Сладкие-сладкие! Смотри, как они на тебя глядят…
— Но…
— Я могу ими жонглировать. Оп!
— Но…
— Они тоже разноцветные. Придают сил. Способствуют долголетию. Тают во рту.
Не всегда родители справляются с рекламой. Что ни говори, а дети гораздо лучше приспособлены к ведению переговоров. Они вообще могут повторять одно и то же слово до бесконечности, пока вы пытаетесь торговаться. Это путь в никуда, потому что вы идёте на уступки, а оппонент — нет.
— Покажи мультик!
— Давай лучше почитаем сказки.
— Мультик.
— Ладно, аудиосказку.
— Мультик.
— Песни?
— Мультик.
— Концерт военно-патриотической песни?…. (через много часов)
— Ладно, вот мультик.
Вывод — придерживайтесь одной своей альтернативы (а не десяти разных вариантов) так же крепко, как парень с рынка верит в персики.
3. Соглашайтесь, но ничего не делайте
Когда выполнить детский ультиматум мы не в состоянии, можно не вставать в оппозицию, а отнестись к событиям с сочувствием и пониманием. С психологической точки зрения, в этой ситуации ребёнок проговаривает свои желания и находит поддержку у родителя. С педагогической — развивает фантазию. Со всех других точек зрения, это похоже на надувательство.
— Мама, я хочу игрушечный мотоцикл.
— Конечно, дорогой. Это так здорово. Куда ты на нём отправился бы?
— Я бы поехал в пустыню и стрелял бы гигантских песчаных пауков.
— Как думаешь, там ужасная жара? А пауки дремлют в тени дюн. Песок летит в лицо… Кстати, ты наденешь шлем?
— Да, у меня будет шлем с черепом. Я еду: бжжжжжжж! И стреляю: бах-бах-бах!
В этот момент вы можете подсунуть в качестве транспорта даже ножку от стула, потому что человек уже давно едет на мотоцикле, а ваша кредитка не испытывает лишений.
4. Обратитесь к логике
Желания, страсти, мечты — всё это эмоциональные ловушки. В трезвом уме человек может обнаружить, что ему не так уж и нужен танцующий гигантский единорог. Попробуйте включить в работу лобные доли ребёнка (даже если они до конца не сфоримировались).
— Мам, давай поедем в хрустальной карете, как золушки!
— Леночка, гляди-ка, карета едет со скоростью 10 километров в час, при этом расходует полторы тысячи рублей на каждые 300 метров. Как долго мы будем ехать, если сегодня я захватил только неразменную купюру в 200 рублей?
Наука выручает нас и в более сложных случаях.
— Я закажу газировку…
— Знаешь, что происходит в твоём животе, когда её наполняет газировка? Взаимодействуя с жевательными конфетами, которые ты съел минуту назад, газировка начинает выделять газ по химической формуле… Дай карандаш.
И вуаля — дети больше не хотят ни газировки, ни кареты… И вообще ничего не хотят. Только чтоб вы оставили их в покое.
5. Расскажите про похожий случай (можно выдуманный)
Сейчас не в ходу жанр назидательных рассказов. О том, как дети ели сливы, а Ваня съел на одну сливу больше и «покраснел как рак». И напрасно, ведь это вполне работающий воспитательный приём. Однако приводить в пример надо не маленького Ленина с кудрявой головой, не какого-то мальчика Ваню, у которого (судя по количеству происшествий, в которых он краснеет) вообще как-то жизнь не задалась. Пример должен быть близок ребёнку.