Консультация для воспитателей
«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»
Л.Н.Носкова , заведующий МБДОУ д/с №2
<1> Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в
детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
<2>В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий
вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не
количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она
удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются
другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому
развитию ребенка.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется
это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до
наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не
просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего,
взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого,
ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с
удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые
вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность
растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка,
тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки,
развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала
Н.К. Крупская.
<3>В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
<4>В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
<5>Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на : игры , придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность- самостоятельный характер.Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогике классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
<6>Современная отечественная педагогика к творческим играм относит с/р игры, строительные игры игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
<7>Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. ^ – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
^ : в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.
Компоненты сюжетно-ролевой игры
· Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
· Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
· Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
<8>
Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых
ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют
собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
^ Относится к возрасту ребенка – 1 год.
Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя
разнообразные игрушки, предметы.
^ (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная
игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических
свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый
не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое
назначение.
^
развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни.
Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают
активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают
куклу).
^
(с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.
<9>Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом
виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции)
взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях
воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий
характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих
действительные предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они
воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно.
Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления
ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и
непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы
перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры,
создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.
Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно
значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых
людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих
стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и
отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит
воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы,
воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным,
что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
<10>В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический,
жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются
успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури,
пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует
явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым
содержанием, оставляя след на долгие годы.
Длительность сюжетной игры:
в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
<11> , в которых
ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и
за себя и за куклу.
<12>Театрализованные игры.
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного
литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов
(интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия
обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения,
сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других
условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а
также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в
том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли,
воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев
очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной
мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники
охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки
"Репка", "Колобок", "Теремок", "Три
медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с
диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по
ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание
произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную
обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие
интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения,
наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен
стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его
элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок
петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо
привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает
произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно
усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык,
увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это
способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети
достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных
персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове,
жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные
приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
<13>
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых
дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и
оберегают их.
Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность
детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в
разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и
рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь.
Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое
другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы,
постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное
решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр
заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов,
совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде
всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между
людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей
деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и
строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой
игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети
задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра
в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может
возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная
сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать,
сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и
воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на
последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным
словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений:
высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше
ниже, длиннее короче и т.п.
<14>Дидактические игры – игры, специально создаваемые или
приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых
требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить
правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют
развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений,
усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным
экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и
практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой
усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию
ребёнка, служила формированию его способностей.
<15>Дидактическая игра содействует решению задач нравственного
воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие
условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё
поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
<16>
– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность
ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,
связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают
возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге,
прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют
активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ,
кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие
ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные
эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать
движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх
развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны
действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления
трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых
характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В
программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей
предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:
бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей
детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые
правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход,
последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого
ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими
пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в
старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке
с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав
физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её
самостоятельно.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая
подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера
двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям
данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя
все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной
активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно.
Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность
организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность,
эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже
самим своим процессом.
Мы рассмотрели теоретические основы игры. Теперь рассмотрим игру через призму современности.
В соответствии с ФГТ образовательный процесс в ДОУ должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой и ведущим видом деятельности для них является ИГРА.
<17>
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей , на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения .
<18>
Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:
- наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого
- наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения , перемещения и общения детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н.А.Коротковой, И.А. Модиной, Е.Г.Юдиной и др.) Это особенно актуально для организации игрв=овой деятельности.
<19>
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее) , так и на всю непосредственно образовательную деятельность. Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности ,в первую очередь в игре как ведущей деятельности.
Таким образом , ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное , качественное образование.
По мнению И.А.Модиной, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности , ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто- то делает).При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих ожиданий.
Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.
<20> В ходе планирования игры, по мнению О.Скоролуповой, Н.В. Фединой необходимо руководствоваться следующими принципами планирования :
- комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса
- принцип интеграции образовательных областей.
Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности .Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т.к. игра носит социальный характер. (МИНИ ПРОЕКТЫ).
Рассмотрим место и роль игры в педагогическом процессе ДОУ. (ИНФОРМАЦИЯ НА СЛАЙДАХ) .
<21> - <32>
Грамотно организованная игровая деятельность оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.
<33>