Педагогический совет
"Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в соответсвии с ФГОС ДО"
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:
1. Определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в возрастных группах.
2. Выявить проблемы в организации предметно-развивающей среды посредством тематического контроля.
3. Провести самоанализ состояния предметно-развивающей среды группы каждым педагогом.
Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда группы является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно-развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
? Попробуем определить, какими Нормативными документами нужно руководствоваться при создании РППС.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить правила:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Итак:
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
-спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
-средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
-зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:
-зона познавательного развития (учебная);
может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;
-зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;
-«лаборатория» содержит материал для проведения опытов;
-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;
-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;
-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
-«уголок уединения»;
-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.
Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.
4. Практическая часть
Педагогам предлагается осуществить самоанализ состояния предметно-развивающей среды в своих группах.(выступления педагогов)
5. Выступление Маркиной Л.В. «Развивающая среда, способствующая подготовке старших дошкольников к обучению в школе»
6. РРРезультаты тематического контроля «Организация предметно-развивающей среды».
Подведение итогов, решение педсовета
Решение:
1. Разработать проект по созданию РППС, способствующей подготовке старших дошкольников к обучению в школе на 2015-2016 уч. год.
2. Устранить недостатки в организации предметно-развивающей среде в группах ДОУ (по результатам тематического контроля и самоанализа педагогов);
3. К началу нового учебного года перепроектировать РППС групп с учетом требований ФГОС ДО. Приобрести ( изготовить) недостающие элементы РППС в течении 2015 года.
3. Включить в план контроля вопрос проверки организации РППС в соответсвии с ФГОС ДО на 2015-2016 уч.год
|