Возраст детей – 5-6 лет, старшая группа
Цель: Воспитание у старших дошкольников любви к русской народной музыке через знакомство с русскими народными инструментами с помощью музейной педагогики
Задачи:
Образовательные:
- формировать у дошкольников первичное представление о музее;
- познакомить с экспонатами музея, правилами поведения;
- закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах, их группах,
способах игры на них (струнные, духовые, ударные, клавишные)
Развивающие:
- развитие познавательных и творческих способностей;
- развивать ритмический слух при игре на инструментах.
- развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к музыке, музицированию.
- воспитывать культуру слушания, культуру общения.
- воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми в группе на тему: «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?».
2.Знакомство детей с народными инструментами, группами инструментов, их звучанием на музыкальных занятиях.
3. Работа с родителями (участие в создании Мини-музея, пополнение музея экспонатами, создание самодельных инструментов из использованного материала).
Ход занятия
(Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель в народном костюме).
Организационный момент.
Раздается звон колокольчика.
Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг, слева- друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Молодцы! Мы подарим друг другу и нашим гостям улыбку и хорошее настроение , а это -первый знак дружбы и общения.
Вы сегодня , ребята, пришли не просто в музыкальный зал, а попали в Мини-музей. Кто – ни будь из вас когда-то уже был в музее? А в каком музее вы были?
Музеи, ребята бывают разные ( исторические, научные, военные, детские художественные и т.д.)
Сегодня мы с вами оказались в музее народных музыкальных инструментов.
Наш русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, которые любил сопровождать игрой на русских народных инструментах.
В музее, как и в любом другом, есть свои правила. Может кто-нибудь из вас знает какие? (обговорить правила)
- К экспонатам близко не подходите, чтобы всем было видно.
- Экспонаты нельзя ломать и забирать их домой;
В отличии от других музеев, в нашем экспонаты можно трогать и даже поиграть на них.
- Но Экспонаты нужно возвращать и ставить их на место красиво и аккуратно;
Посмотрите, перед вами разные экспонаты.
В музее строгий порядок, все инструменты живут семьями или группами.
Обратите внимание, у одних инструментов есть клавиши, у других – струны, в третьи- можно подуть , а по другим можем, постучать, извлекая звуки.
Как вы думаете, на какие группы можно разделить все инструменты?
Дети: На струнные, духовые и ударно-шумовые, клавишные.
Музыкальный руководитель:
-Молодцы!
А если эти музыкальные инструменты народные. Кто их создавал?
Дети: Люди.
Музыкальный руководитель:
- Да, люди - народ, которые специально обучались своему ремеслу, делая в домашних условиях инструменты или в мастерских.
В наше время такие инструменты выпускают на музыкальных фабриках.
- А вот эти музыкальные экспонаты самодельные,знаете, кто их сделал?
(Показывает на самодельные инструменты, изготовленные детьми и их родителями)
Да, эти инструменты своими руками сделали вы дома с родителями.
Значит они самодельные.
Дети рассказывают, остальные сидят на стульчиках)
Музыкальный руководитель:
Давайте послушаем стихи про музыкальные инструменты и услышим их звучания.
1. У детей в ладошках птички,
С виду птички – невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом.
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
2. Ложки разные бывают,
И на них, порой, играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
3. Балалайка, заиграй –
Всех на пляску приглашай!
Балалайка, три струны –
В пляс пустилось полстраны!
4. Зазвучали гусли сладко
Я чуть-чуть закрыл глаза.
Эй, ребята, не зевайте.
К нам во двор зашла коза.
5. У свирели есть секрет.
Я его не знаю.
Так красиво уж звучит,
Я весь замираю!
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите попасть на настоящий концерт? Давайте вспомним правила поведения на концерте. (сидеть тихо, слушать внимательно и аплодировать артистам). Сейчас перед вами выступит оркестр народных инструментов им. Н.Осипова с народной песней «Смоленский гусачок».
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите тоже стать музыкантами и сыграть в оркестре?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Тогда разбирайте шумовые инструменты.
(Дети берут ложки, румбы, бубны, трещотки)
(Дети оркеструют р.н.п. «Субботея»)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы настоящие музыканты
Вот и подошла к концу наша экскурсия в Мини-музей народных инструментов.
Рефлексия с колокольчиком
Тебе было интересно в нашем музее ? (Ответы детей)
Что нового узнали о музыкальных инструментах ?
Что запомнилось больше всего? (ответы детей).
Я приготовила для вас раскраски с музыкальными инструментами.
Выберите тот, который вам запомнился больше всех.
Попрошу вас раскрасить их, а потом мы устроим выставку под названием « Музыкальные инструменты».
До свидания! Жду ваши работы!
|